В апреле, в те самые дни, когда затянувшиеся зимние холода сменились долгожданной теплой, по-настоящему весенней погодой, санкт-петербургский филиал «ЯМ Интернешнл» отпраздновал свое десятилетие. Несмотря на сложную ситуацию на полиграфическом рынке Северо-Западного региона, жесткую конкурентную борьбу, результаты работы филиала впечатляют. О сегодняшнем дне «ЯМ Интернешнл (Северо-Запад)», достижениях и планах на будущее рассказала генеральный директор Елена Фадина.

Как вы оцениваете результаты, достигнутые «ЯМ Интернешнл (Северо-Запад)» за 10 лет?

Взвешенная оценка такого масштабного проекта, как Северо-Западный филиал «ЯМ Интернешнл», очевидно, требует не только времени, но и несколько «отстранённого» взгляда, я же находилась и нахожусь «внутри», поэтому мой взгляд пристрастен и по-хорошему необъективен. К тому же я работаю в компании только 4 года, и пришла в нее, когда мы уже занимали ведущее положение на рынке. С другой стороны, на время моей работы в компании пришлось сложнейшее время общемирового кризиса, кардинально изменившего ситуацию на полиграфическом рынке.

По моему глубокому убеждению, которое подтверждается финансовой аналитикой, Северо-Западный филиал является очень успешным проектом. Практически на пустом месте в 2002 г. было создано предприятие, которое стало лидером в регионе в «профильных» для «ЯМ Интернешнл» сегментах. Это стало возможным только благодаря тому, что в коллективе филиала всегда трудились и трудятся энергичные и квалифицированные специалисты! В частности, их усилиями уже в 2006 г. доля Fujifilm на региональном рынке формных пластин для офсетной печати превысила 70 %. Насколько мне известно, к подобному результату ни одно из подразделений компании даже не приближалось. В настоящее время более половины всех пластин поставляются в регион нашей компанией, и это при том, что конкуренция в последние годы резко обострилась.

Именно нашим филиалом впервые в истории «ЯМ Интернешнл» были реализованы такие знаковые проекты, как установка печатной машины Komori Lithrone первого формата (Петрозаводск, 2004 г.), продажа 8-красочной машины Komori Lithrone 44SP («Печатный Двор», Санкт-Петербург, 2006 г.), инсталляция печатной машины нового поколения Komori Enthrone 29 («Петроцентр», Санкт-Петербург, 2011 г.). Первые СtР сверхбольшого формата также были проданы нашим филиалом (PVG, 2006 г.; «Девиз», 2011 г.).

Наш филиал стал пионером и в продвижении ZAC-технологии – в настоящее время более десятка процессоров эксплуатируются в крупнейших типографиях региона. Это позволило нам в условиях наступления китайских производителей успешно работать, не прибегая к ценовому демпингу.

В чем специфика полиграфического рынка Северо-Западного региона?

Наш регион – это средоточие крупных и передовых типографий, которые не только обслуживают рынок Северо-Запада, но и во многом определяют ситуацию в полиграфии всей страны. Следует отметить очень высокую конкуренцию и повышенные требования к уровню нашей работы, так как в Санкт-Петербурге расположены представительства и филиалы всех ведущих компаний – производителей и поставщиков полиграфических материалов и оборудования. Еще одна особенность региона – соседство с Финляндией, типографии которой активно работают на нашем рынке. Все это позволяет утверждать, что по уровню конкуренции Северо-Запад не только не уступает, но в ряде сегментов (например, поставок печатных красок) превосходит Москву и Центральную Россию.

Каковы основные тенденции рынка, как меняется спрос на оборудование и материалы?

В последнее время прекратился послекризисный подъем полиграфии, повысилась конкуренция, что обусловило уход с рынка ряда средних и многих мелких типографий. Даже в относительно благополучных областях, например, в производстве упаковки, роста нет, а цены на полиграфическую продукцию снижаются. Это приводит к резкому снижению инвестиций в обновление оборудования и переходу, где это возможно, на дешевые низкокачественные материалы.

В настоящее время приобретать новое оборудование могут только очень благополучные предприятия, конкуренция при этом среди ведущих поставщиков сумасшедшая. Например, несмотря на то, что многие типографии, купившие СtР в середине 2000-х гг., стоят перед необходимостью их замены, продажи новых устройств возможны, как правило, только «в пакете» с очень выгодными предложениями по пластинам и, к сожалению, по относительно низкой цене.

Спрос на печатные машины – «точечный», предприятия идут на крупные инвестиции только тщательно просчитав, какая именно по конфигурации, цене и эксплуатационным характеристикам машина им нужна. Также очень важно, каким оборудованием укомплектовано производство, так как приоритет обычно получает тот производитель, чьи машины уже успешно эксплуатируются на предприятии.

Спрос на расходные материалы – это «зеркало» состояния полиграфического рынка, он меняется вместе с экономическим положением в отрасли. Из последних тенденций следует еще раз отметить повышение спроса на дешевые материалы – предприятия стараются сэкономить, где только можно.

С какими проблемами в работе чаще всего приходится сталкиваться?

К сожалению, часто приходится сталкиваться с недальновидными приемами конкурентной борьбы – демпингом, который истощает продавца и негативно влияет на рынок. Вторая серьезная проблема – это сохранение приемлемого уровня задолженности. Многие клиенты стараются переложить свои финансовые проблемы на поставщиков, поэтому сейчас, как никогда прежде, требуется тщательное соблюдение условий договоров, особенно, с отсрочкой платежа.

Как вы оцениваете будущее полиграфии в свете развития цифровых технологий?

Ближайшее будущее полиграфии не будет «цифровым» в той степени, как казалось 5-10 лет назад. Мне кажется, что цифровые технологии будут усиливать свои позиции, но не так быстро, как представлялось, и будущее офсета, особенно в первом формате, в ближайшее годы будет относительно благополучным. Во втором формате ситуация иная – сюда сдвигается граница между цифровой печатью и офсетом. В ближайшие 5 лет можно ожидать, что офсет будет сдавать позиции не только в малых, но и в средних тиражах, по крайней мере, там, где требуется качество не выше среднего.

Каковы планы по развитию бизнеса «ЯМ Интернешнл» в Северо-Западном регионе?

Во-первых, сохранение лидерства в продажах пластин и сопутствующих материалов. Во-вторых, восстановление позиций компании в области поставок печатных машин. И, наконец, развитие бизнеса в области решений для флексографии, оперативное включение в ассортимент новых материалов и технологий. Главное – не снижать требования к себе, не расслабляться, тогда все получится, для этого у нас есть и прекрасные партнеры-поставщики, и квалифицированный персонал, и поддержка друзей и коллег, работающих в головном офисе компании!