Компания «Одеон» – лидер рынка полиграфических услуг Амурской области как по объему выполняемых работ, так и по качеству продукции, а также уровню технического оснащения. Расположенное в Благовещенске предприятие успешно конкурирует не только с отечественными, но и с китайскими типографиями.

От посредничества к собственному производству

Учредитель и генеральный директор компании «Одеон» Константин Завалишин занялся полиграфическим бизнесом около 10 лет назад. Начиналось все с посреднических услуг, причем основной продукцией были однокрасочные бланки. «Многим знакомым предпринимателям требовались бланки, но полиграфических предприятий в городе в то время было мало, и их мощностей не хватало, – рассказывает предприниматель. – Я нашел небольшую и практически не работавшую типографию, оснащенную старым «Ромайором», подыскал печатника, купил краску, бумагу, и начал искать заказы». Через некоторое время бланочная продукция отгружалась в таких объемах, что для перевозки некоторых заказов требовались большегрузные автомобили. Однако необходимо было двигаться дальше, и в 2005 г. Константин Завалишин организовал собственную мини-типографию. Первым печатным оборудованием были ризографы, затем появилась цифровая печатная машина, станок тампонной печати, наконец, в 2008 г. – многокрасочная офсетная машина третьего формата…

В настоящее время в компании работают 89 человек. Производственные помещения площадью около 2000 м2 строили в несколько этапов, по мере возникновения потребности в них. Скоро планируется сдача очередной «очереди» – пристройки площадью 650 м2.

Универсализм

Одна из интересных особенностей «Одеона» – последовательное расширение спектра производимой продукции, причем с открытием новых направлений старые не закрываются.

В настоящее время производство оснащено оборудованием для офсетной, цифровой (в том числе широкоформатной), трафаретной (включая ризографию), тампонной печати. Спектр продукции исключительно широк, о чем сообщает и слоган типографии: «Единственное, что мы не печатаем, – это деньги». По мнению руководства компании на относительно небольшом региональном рынке именно такая стратегия является оптимальной. «Мы печатаем все виды рекламной продукции, а также этикетки и картонную упаковку любыми тиражами – от единичных до тысячных, – рассказывает Константин Завалишин. – Большую часть доходов приносит офсет, но отказываться от других направлений производства не собираемся, так как считаем принципиально важным предлагать полный комплекс полиграфических услуг из одних рук. Нередко клиент, пришедший, чтобы отпечатать какой-то один вид продукции, узнав о наших возможностях, размещает еще несколько заказов. Таким образом, разные виды печатного оборудования помогают загружать друг друга заказами».

Специалисты типографии стажируются на ведущих полиграфических предприятиях страны, например, в типографии «Наука» Российской академии наук был пройден курс обучения изготовлению переплета из кожи. Результат не заставил себя ждать – теперь в лучших ресторанах и кафе Благовещенска посетителям предлагают меню в папках, сделанных переплетчиками «Одеона».

Креативность и ориентация на клиентов

Творческий подход к работе – еще одна отличительная черта «Одеона», которая позволила компании занять лидирующие позиции в Амурской области. Даже название предприятия нетривиально и нетипично для полиграфии. Константин Завалишин: «При выборе названия хотелось избежать штампов. Как-то я листал словарь античности, и внимание привлекло слово «Одеон», обозначавшее в Древней Греции сооружение для музыкальных состязаний, выступлений поэтов и философов. По-моему это очень созвучно духу полиграфии – отрасли, где работают творческие, образованные люди, и которая сама по себе во многом является искусством».

До 80 % заказов поступает из Благовещенска, что вполне закономерно, учитывая относительно низкую плотность населения на Дальнем Востоке и большие расстояния между крупными городами. Заказчиков привлекает качество сервиса и индивидуальный подход. «Мы придаем большое значение маркетингу, разрабатываем интересные коммерческие предложения, вкладываем средства в рекламу. Максимум усилий направлены на то, чтобы заказчики были довольны, например, если что-то приходится переделывать по нашей вине, обязательно дарим подарки».

Надежность японской техники

Весной 2011 г. в «Одеон» была запущена в эксплуатацию 5-красочная с лакировальной секцией листовая офсетная машина Komori Lithrone 28 формата B2. Несмотря на то, что она была выпущена в 2004 г., уровень автоматизации соответствует современным требованиям: подача краски и приводка регулируются дистанционно с пульта управления, смывка офсетного и печатного цилиндров выполняются автоматически. Скорость печати – до 15 тыс. отт./ч.

Константин Завалишин: «Lithrone – очень надежная и удобная в обслуживании машина. На мой взгляд, у японского оборудования лучшее соотношение цены и качества, поэтому выбрал Komori. К тому же Япония рядом, так что нет проблем с заказом запчастей. Нам нередко приходится печатать продукцию, требующую применения смесевых красок и нанесения лака, поэтому конфигурация с пятью красочными и лакировальной секциями очень удобна. Электронные компоненты, сожженные предыдущим хозяином, мы заменили, с механикой же никаких проблем не было и нет. За год в двухсменном режиме отпечатали около 30 млн оттисков. Машина без проблем позволяет работать с тяжелыми материалами массой до 600 г/м2. Установка Lithrone 28 позволила нам опередить конкурентов по уровню технического оснащения и начать эффективно выполнять высокотиражные работы. Очень благодарны сотрудникам новосибирского филиала компании «ЯМ Интернешнл», в партнерстве с которой был реализован этот проект».

Печатные формы для Komori Lithrone 28 изготавливаются на CtP Fujifilm Luxel V6-e c использованием фиолетовых CtP-пластин Fujifilm Brillia, поставляемых «ЯМ Интернешнл».

Тенденции

«Современная рыночная конъюнктура требует постоянно работать над сокращением издержек и расширением технологических возможностей, – считает Константин Завалишин. – Последнее важно, в том числе, потому что в последние годы очевиден рост спроса на печатную продукцию со сложной отделкой. В будущем хотелось бы установить офсетную машину первого формата – она более эффективна и удобна при печати книг, этикеток и многой другой продукции».

Еще одной тенденцией глава «Одеона» считает автоматизацию технологических процессов и управления с целью уменьшения значимости «человеческого фактора». Для Дальнего Востока это особенно актуально, так как в регионе нет ни одного учебного заведения, готовящего кадры для полиграфии.

Новый вызов

В прошлом году Константин Завалишин возглавил еще одну благовещенскую типографию – «Зея». Старейшее полиграфическое предприятие Дальнего Востока недавно отпраздновало 150-летие. К сожалению, юбилей «Зея» встретила не в лучшем состоянии – оборудование морально и материально износилось, заказов хватает только для загрузки одной смены. Тем не менее, новый генеральный директор уже добился значительных сдвигов: начат ремонт помещений, невостребованные площади сданы в аренду, прорабатываются проекты технического переоснащения производства, привлекаются новые заказы, в том числе, благодаря партнерству с «Одеон». Конечно, проблем еще много, но есть все предпосылки к тому, что они будут успешно решаться.