В 2006 г. в Екатеринбурге был создан уральский филиал «ЯМ Интернешнл». За короткое время новая компания заняла лидирующие позиции в регионе по объемам поставок полиграфического оборудования и расходных материалов. О пока еще короткой, но насыщенной истории и сегодняшнем дне филиала рассказала его бессменный директор Нина Светличная.

Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в полиграфию вообще, и в компанию «ЯМ Интернешнл» в частности?

В полиграфию меня привела любовь к литературе. Книги в советские времена были дефицитным товаром – доступ к новым интересным изданиям был открыт немногим категориям населения, полиграфисты же входили в число «избранных». В результате приняла решение поступать на полиграфический факультет Омского политехнического института. После его окончания была распределена в екатеринбургскую (тогда еще свердловскую) типографию «Уральский рабочий», которая была одним из крупнейших полиграфических предприятий Урала и курировалась ЦК КПСС. Проработав там технологом около 10 лет, в 1998 г. перешла в компанию, поставлявшую расходные материалы для полиграфии. Вскоре после этого изменила профиль работы – начала заниматься продажами. В 2005 г. получила предложение организовать и возглавить региональное представительство «ЯМ Интернешнл». Приняла его, так как, во-первых, эта компания имеет прекрасную репутацию, во-вторых, очень интересно было попробовать себя в продажах не только расходных материалов, но и оборудования.

В первые же годы работы уральский филиал «ЯМ Интернешнл» добился впечатляющих результатов, за счет чего это было достигнуто?

Мы вышли на рынок в очень удачный момент, когда начался едва ли не ажиотажный спрос на новое полиграфическое оборудование. В конце 2005 г. филиал юридически еще не существовал, но уже были проданы CtP Fujifilm и печатная машина Komori. В 2006-2007 гг. по объемам продаж наша компания превзошла всех конкурентов в регионе. Был колоссальный «драйв», мы ездили на переговоры за сотни километров, проводили за рулем многие часы, но не чувствовали усталости. Заинтересованность наших заказчиков в оснащении новым оборудованием, развитии своего бизнеса придавала дополнительную энергию. Так продолжалось до второй половины 2008 г., когда экономический кризис все перевернул с ног на голову.

Как вы оцениваете современное состояние полиграфического рынка в регионе?

Судя по динамике изменения объемов поставок расходных материалов, рынок пока еще не преодолел период стагнации, хотя рост все-таки наблюдается. После 2008 г. руководители полиграфических предприятий стали очень осторожно планировать инвестиции, стараются перестраховываться. Достаточно сказать, что более чем за 3 года во всем регионе установлено всего две новые печатные машины. Несколько большее число проектов было связано с до- и послепечатным оборудованием, а также с б/у-машинами.

Проблема низкого спроса на оборудование обусловлена исключительно объективными экономическими реалиями?

Истоки кризиса находятся, в том числе, и в головах. Людей нервирует ощущение нестабильности в обществе и на рынке, поэтому инвестиции кажутся им очень рискованными. Хотя нельзя отрицать и объективные факторы: падение прибыльности полиграфического бизнеса и сложность привлечения финансирования. Как показывает опыт наших заказчиков, банки только декларируют доступность заемных средств, на практике же получить их очень сложно, к тому же процентные ставки выросли. Еще один негативный фактор – избыток печатных мощностей, ставший результатом высокой инвестиционной активности в 2006-2008 гг. при стагнации спроса на печатную продукцию. К сожалению, в уральском регионе относительно слабо развито производство потребительских товаров, поэтому низка потребность, например, в картонной упаковке. Предприятия тяжелой промышленности заказывают относительно небольшие объемы печатной продукции.

Печатное оборудование изнашивается, в том числе морально, поэтому проблема его замены в скором времени должна возникнуть…

С этой точки зрения надежность машин Komori на руку полиграфическим предприятиям. Например, в типографии «Циркон» машина Lithrone 20 формата B3 с 2003 г. эксплуатируется почти без остановок, но продолжает соответствовать нуждам предприятия и ее не торопятся ее менять.

В нашей стране уровень потребления печатной продукции в расчете на душу населения значительно ниже, чем в других промышленно развитых странах. Как вы считаете, будет ли этот показатель выравниваться?

Потребление печатной продукции в очень большой степени зависит от культурных традиций. Например, вряд ли мы когда-либо догоним Японию, где в огромных объемах печатаются комиксы. Тем не менее, наш рынок уже совершил рывок в объемах печатной упаковки и рекламы. Сегодня практически в каждом бутике распространяется рекламная печатная продукция, собственные раздаточные материалы появились в сетевых продуктовых магазинах, а ведь раньше этого не было. Думаю, что мы двигаемся вперед, хотя и не так быстро, как хотелось бы.

В чем на ваш взгляд состоят главные преимущества решений Komori и Fujifilm?

Komori ассоциируется с надежностью и высокой автоматизацией. По «интеллектуальному уровню», если применить этот термин к оборудованию, машины Komori Lithrone не имеют равных. Когда мы только начали работать, на Урале марку Komori знали плохо, и отнеслись к ней с некоторым недоверием. Несмотря на это, ни один наш заказчик не пожалел о том, что купил печатную машину Komori.

Fujifilm – это CtP-оборудование, в котором я абсолютно уверена, и пластины самого высокого уровня. Как технолог, я считаю, что пластины Fujifilm вне конкуренции, неслучайно мы являемся безусловными лидерами рынка в регионе.

Насколько серьезна конкуренция со стороны китайских производителей формных пластин?

Достижения китайцев нельзя недооценивать, но и переоценивать тоже не следует. В силу географического положения уральские предприятия прошли стадию увлечения китайскими пластинами раньше коллег из западной части страны. Хотя средний уровень качества китайских пластин в последние годы вроде бы поднялся, но о стабильности пока говорить не приходится. Очень часто пробная партия пластин оказывается вполне добротной, то есть на них можно работать, но когда начинаются поставки в промышленных объемах, оказывается, что процент брака недопустимо велик. Судя по опыту наших клиентов, эта проблема свойственна всем китайским пластинам, в том числе, продаваемым под европейскими брендами.

Были случаи, когда клиенты уходили от нас на несколько месяцев, поверив обещаниям поставщиков китайских пластин, но затем они возвращались. Сейчас основные покупатели китайских пластин – предприятия, которые печатают не очень качественную продукцию и/или работают на гране рентабельности. Те же типографии, кому важно качество, стабильность, экономия бумаги и соблюдение сроков, будут использовать качественные материалы, предлагаемые ответственными поставщиками. Время все расставляет по своим местам, и люди начинают понимать, что стабильность в работе производства тоже стоит денег.

Что вы вкладываете в понятие «ответственный поставщик»?

Это компания, которая, во-первых, располагает необходимыми для обеспечения бесперебойности поставок складскими запасами, во-вторых, оперативно предоставляет заказчикам качественные сервисные услуги. «ЯМ Интернешнл» соответствует перечисленным требованиям. Мы умеем поставлять расходные материалы и оборудование, знаем, что требуется полиграфическим предприятиям для успешного ведения бизнеса. Наш филиал эффективно взаимодействует с московским офисом, и нет такой проблемы, которая не была бы решена наиболее эффективным способом.

Каковы планы на будущее?

Работали, работаем и будем работать. Уверена, что нелегкий для нашей полиграфии период скоро останется позади, и рынок снова начнет расти.