Компания «Зёбра» – один из лидеров Пермского края по объемам производства рекламно-издательской продукции. В структуру предприятия входит офсетная типография, дизайн-студия, подразделения оперативной цифровой и широкоформатной печати. «Зёбра» – прекрасный пример многопрофильной полиграфической компании, сочетающей грамотную инвестиционную политику с креативным подходом к организации производства и коммерции.

От кризиса до кризиса

Начиналось все с дизайн-студии, которая была создана 1998 г., в разгар финансового кризиса. Анимализм был тогда в моде в среде пермских дизайнеров: несколько компаний аналогичного профиля позаимствовали свои торговые марки из животного мира. Однако замена «е» на «ё» в названии африканской полосатой лошади, отсылающая к 15-й серии классического отечественного мультсериала «Ну погоди!», сделала новый бренд оригинальным и запоминающимся.

В 2000 г. в компании появилось производственное подразделение – вначале был приобретен цветной копир, а в 2002 г. появилась цифровая печатная машина достаточно высокого уровня. Рынок в первой половине 2000-х рос и ситуация была благоприятной для дальнейшего развития. Предприятий, способных предложить услуги высококачественной листовой офсетной печати, в то время в регионе фактически не было, поэтому открытие хорошо оснащенной офсетной типографии было весьма интересной бизнес-идеей. Над ее реализацией руководство «Зёбры» работало с 2003 по 2005 гг. В результате типография приобрела комплекс нового оборудования, включающий новую 4-красочную листовую офсетную машину Komori Lithrone 428 формата B2, CtP Fujifilm Luxel V6, одноножевую резальную машину Perfecta и другую технику. Основным поставщиком оборудования стала компания «ЯМ Интернешнл». Печатных машин такого уровня, а также CtP до этого в Пермском крае не было. Сумма инвестиций превысила 1 млн евро – по этому параметру проект также не имел прецедентов в новейшей истории пермской полиграфии. Комплекс был запущен в эксплуатацию в мае 2005 г. В следующем году был приобретен первый широкоформатный принтер.

Оснащение современным оборудованием позволило компании стать одним из лидеров пермской полиграфии. Серьезным испытанием для «Зёбры» стал кризис 2008-2009 гг., так как именно в эти годы необходимо было вернуть значительную часть заемных средств. Трудности были преодолены без потерь – компания сумела сохранить ведущие позиции на местном рынке рекламно-издательской продукции.

Лучше меньше, да лучше

Руководство предприятия извлекло уроки из кризиса – приоритеты в коммерческой политике были изменены с максимизации загрузки оборудования на увеличение прибыльности и сокращение дебеторской задолженности. От неприбыльных заказов и неплатежеспособных клиентов было решено отказаться. В результате общий объем заказов уменьшился, предприятие даже перешло на односменный режим работы, сократив численность персонала, зато удалось добиться значительной экономии средств, роста рентабельности, повышения качества обслуживания клиентов.

В настоящее время на предприятия работают около 50 человек. Заказы поступают в основном из Перми и Пермского края, до 60 % доходов приносит офсетное производство, 30 % – широкоформатная печать, 10 % – оперативная цифровая печать.

По словам технического директора компании Вячеслава Овчинникова, комплекс предлагаемых услуг уникален для города и края – ни одно другое полиграфическое предприятие Перми не располагает и высококлассным офсетным оборудованием, и широкоформатными принтерами, и цифровыми машинами для оперативной печати. Универсальность привлекает клиентов. Например, торговые сети заказывают не только рекламные материалы разной тиражности, но и широкоформатную продукцию. Также типография изготавливает периодику (пять ежемесячных журналов), книги, в том числе в твердом переплете, этикетки, разнообразную акциденцию. Предприятие располагает оборудованием для выполнения высококлассной отделки – лакирования, тиснения и др.

Надежность и эффективность

Четырехкрасочная печатная машина Komori Lithrone 428 – сердце офсетной типографии. За семь лет на ней отпечатано около 120 млн. оттисков. Средние тиражи – 4,5 тыс. отт., минимальные – 200-300 отт. За 12-часовую смену выполняется около 20 приладок. По словам Вячеслава Овчинникова, машина очень надежна – серьезных неисправностей не возникало ни разу, а мелкие устранялись быстро, в том числе благодаря хорошей ремонтопригодности оборудования. Одним из важных факторов, обеспечивших высокую надежность машины, стало аккуратное соблюдение предприятием регламента технического обслуживания.

Печатные формы изготавливаются на фиолетовом CtP Fujifilm Luxel V6 с онлайновой проявкой с использованием малохимических пластин Fujifilm Brillia PRO-V. Ранее предприятие пробовало работать на пластинах бразильского производства, однако не только вернулось к материалам Fujifilm, но и перешло на прогрессивную технологию low-chemistry. «Малохимическую технологию внедрили в сентябре, – рассказывает Вячеслав Овчинников. – Качество форм высокое и более стабильное, чем раньше. Себестоимость, если учитывать все факторы, не выше, чем при использовании обычных пластин. Обслуживание формного процессора значительно упростилось, так как теперь не образуется трудноудаляемый абразивный полимерный осадок».

Следует отметить, что контроль качества на предприятии организован в соответствии с современными стандартами: мониторы и цифровое цветопробное устройство калибруются, используются спектрофотометры, печатная машина оснащена автоматическим денситометром.

Сотрудничество с «ЯМ Интернешнл» технический директор типографии оценивает высоко: «Проблемы, которые неизбежны при эксплуатации сложного оборудования, всегда решаются очень оперативно и компетентно. Особенно ценна была помощь специалистов «ЯМ Интернешнл» на первом этапе, когда мы только осваивали новую технику».

Будущее офсета – за новыми УФ-технологиями

По словам Вячеслава Овчинникова, общие объемы заказов в последние годы растут на 10-15 %, однако докризисный уровень еще не достигнут. При этом наметилась тенденция к некоторому сужению рынка для листового офсета, так как часть заказчиков тиражи сокращают, что делает более выгодным использование цифровой печати, часть – в основном крупные торговые сети – наоборот увеличивают и размещают их в типографиях рулонной печати. Требования же к качеству и оперативности растут.

Ввиду перечисленных трендов наиболее перспективным направлением в листовой офсетной печати технический директор «Зёбры» считает применение новых технологий УФ-сушки, в частности, Komori H-UV, котороая обеспечивает очень высокое качество, максимально быструю передачу оттисков на послепечатную обработку, отсутствие неприятного запаха продукции. Не исключено, что в будущем «Зёбра» станет одним из пионеров во внедрении новой технологии в нашей стране, ведь творческий подход к полиграфии – одна из главных особенностей этой компании.