Японская компания Dainippon Screen является одним из мировых лидеров в производстве систем CtP для офсета и флексографии. В конце января Москву посетил Франс Копс (Frans Kops), директор по продажам в странах Северной и Восточной Европы, а также Кавказа и Центральной Азии. В московском офисе компании «ЯМ Интернешнл», официального дистрибутора Screen, мы расспросили Ф. Копса о новом в работе компании, рынке флексо-CtP и многом другом. Участвовал в разговоре и давал интересные комментарии глава флексографского направления «ЯМ Интернешнл» Дмитрий Токманцев.

— Г-н Копс, Вы впервые дали интервью нашему журналу в 2008 г. Что изменилось с тех пор?

Франс Копс: Очень многое. Начну с того, что японская компания, в которой я работаю уже больше10 лет, упрочила лидерство в производстве CtP для офсета — мы производим это оборудование для таких компаний, как Agfa или Fujifilm. Не так давно мы прекратили выпуск пленочных фотонаборных автоматов — спрос на них упал не только в связи с развитием CtP, но и из-за подорожания фотопленки, в особенности матированной, которая нужна для изготовления аналоговых флексоформ. К выпуску CtP для флексографии Screen приступил только в 2006 г. Однако богатый опыт и прогрессивные технологии позволили нам быстро завоевать значительную долю рынка, и сегодня в мире установлено несколько сот флексо-CtP марки PlateRite FX.

Дмитрий Токманцев: Компания«ЯМ Интернешнл» занимаетсяпоставками оборудования Screen не так давно — с ноября 2009 г., номы уже установили пять флексо-CtP — четыре в России и одно в Белоруссии.

— Что отличает ваши CtP от аналогов на флексографском рынке?

ФК: Мы гордимся тем, что у наших CtP самое высокое разрешение:4800 dpi. Оно обеспечивает и качество формирования печатающих элементов на форме, и точное воспроизведение в печати растровых полутоновых изображений, а также тонких линий, в том числе штрих-кодов и мелкого текста. Кроме того, существенно повышена скорость экспонирования флексографских форм: если раньше она составляла всего 1 м2/ч, то теперь достигает 5 м2/ч, а скорость записи форм высокой печати еще выше — до 6 м2/ч. Расширен модельный ряд: сегодня мы выпускаем три типоразмера: 762×870, 1200×1067 и 1524×1067 мм. У нас появилось много новинок в области программного обеспечения — от системы растрирования Flexodot, которая в светах формирует крестообразную точку с усиленным основанием, что позволяет избежать «провалов» при воспроизведении в печати, до систем workflow, позволяющих использовать один и тот же однобитный файл и для записи форм, и для печати цветопробы, и т. д.

ДТ: Отечественные пользователи CtР Screen FX, а также их заказчики, при записи изображений с разрешением 4800 dpi отмечают, прежде всего, более четкое воспроизведение штрихкодов, тонких линий и выворотных элементов, наряду с прекрасным контрастом растровых изображений. Все эти факторы позволили нашим клиентам больше и дороже продавать свою этикеточно-упаковочную продукцию!

— Что можно сказать о конструкции CtP? Изменилась ли она за прошедшие четыре года?

ФК: Принципиально нет, это очень удачная и надежная — должен сказать, самая надежная из имеющихся на рынке, — конструкция. Наши CtP оснащены двумя экспонирующими головками, каждая из которых включает 32 лазерных диода. Причем, если какой-либо из диодов выходит из строя (а срок их службы очень высок, хотя сами они недороги), то CtP продолжает работать на несколько сниженной скорости, но не выходит из строя, как многие аналоги. Японское качество обеспечивает бесперебойную работу в течение многих лет.

ДТ: Хотелось бы добавить, что именно высокая надежность играет решающую роль при выборе CtP флексографскими типографиями. Наша компания нередко побеждает в тендерах благодаря этому фактору. Первый наш клиент успешно использует СtР Screen FX с декабря 2009 г., и за все время обращался в сервисную службу «ЯМ Интернешнл» только однажды для проведения профилактических работ, и замены фильтра, то есть реальных проблем не возникало ни разу!

— А что можно сказать об уровне цен на ваше оборудование?

ФК: Стоимость CtP Screen не самая низкая, но и не самая высокая.

ДТ: Часто бывает, что после приобретения CtP заказчику неожиданно приходится доплачивать существенные суммы за ПО, без которого это оборудование не работает. Замечу, что наша цена на CtP включает и все необходимое программное обеспечение.

— Вы подчеркнули надежность ваших CtP. Тем не менее, нельзя не спросить о системе сервиса — любое оборудование нуждается в техобслуживании и ремонте, а наша страна отличается огромными расстояниями…

ФК: Опыт эксплуатации наших CtP на предприятиях Европы и СНГ говорит о том, что требуется всего лишь чистка лазерных головок дважды в год, редко — замена лазерных диодов. Эффективно работает система дистанционной диагностики и технической поддержки.

ДТ: Специалист по CtP есть в каждом из наших филиалов (их пять России, по одному в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане и на Украине). Так что нашим клиентам не придется и не приходится долго ждать сервис-инженера.

— Г-н Копс, Вы много путешествуете по странам Северной Европы и СНГ, бываете в самых разных типографиях. Чем, по Вашему мнению, отличается средняя российская типография от средней европейской?

ФК: Первое, что бросается в глаза — непродуманная логистика внутри предприятия. Если в Европе производственная цепочка выстроена четко и удобно — от разгрузки запечатываемых материалов до погрузки готовой продукции, то в России часто можно видеть, что полцеха завалено рулонами и заставлен стеллажами с полуфабрикатами, через них пробираются люди, несущие к машине краску или формы из соседнего здания… Другое наблюдение — в отличие от Европы, где в 17 часов в цехе выключают электричество и все идут домой, в России и машины, и люди работают круглосуточно, часто просто на износ.

— Да, к сожалению, реально работающих профсоюзов у нас пока нет. Но отрасль развивается, несмотря на экономические спады, и не в последнюю очередь за счет столь интенсивной эксплуатации оборудования. А как обстоят дела, по Вашим наблюдениям, в европейской флексографии?

ФК: Думаю, что и флексографии, и производству упаковки и этикеток в целом экономические проблемы угрожают в гораздо меньшей степени, чем традиционной полиграфии. Если же говорить о близком мне рынке CtP, то здесь явная тенденция к приобретению типографиями собственного оборудования, несмотря на наличие в Европе большого числа отлично оснащенных репроцентров. Это объясняется всеобщим сокращением сроков исполнения заказов: имея собственное формное производство, типографии не надо ждать доставки из «репрохауса», а при выходе формы из строя можно оперативно изготовить замену. Немаловажно и обеспечение конфиденциальности, что невозможно при работе с третьей стороной.

ДТ: Российские флексографы в этом плане не отличаются от европейцев — практически все стремятся иметь собственный формный участок из-за выше обозначенных причин (производительность, снижение расходов и конфиденциальность). И CtP — его главная составляющая.

— Сейчас практически все производители оборудования и материалов готовятся к выставке Drupa. Что покажет Screen?

ФК: Мы зарезервировали большой по площади стенд, где будет несколько новинок в области систем CtP для офсета. Кроме того, будет представлена одна из моделей флексо-CtP. Наши последние разработки — системы цифровой струйной печати нового поколения, отличающиеся высокой скоростью. Думаю, это будет очень интересно.