Немногие полиграфические предприятия могут похвастаться нетривиальными названиями, не содержащими прямых указаний на область их деятельности. Хорошо это или плохо – вопрос спорный, и у сторонников обеих точек зрения найдутся свои аргументы. Тем не менее, если бы был организован конкурс на самое оригинальное название, то одним из кандидатов на победу, безусловно, стала бы типография «Африка» из Владивостока.

«Название было придумано зимой, в морозы, когда очень хотелось тепла, – рассказывает директор предприятия Анатолий Заречнев. – Идея использовать наименование одного из самых жарких континентов понравилась».

Типография была основана в 2004 г. группой специалистов, имевших большой опыт работы в полиграфическом и рекламном бизнесе. Рыночная конъюнктура благоприятствовала для начала своего дела. «Во Владивостоке тогда всего две-три типографии имели хорошее оснащение, – вспоминает Анатолий Заречнев. – Чтобы получить преимущество перед конкурентами, мы начали с покупки современной 2-х красочной листовой офсетной машины». Расчет оказался верным: вскоре оборудование работало в круглосуточном режиме. Через восемь месяцев в типографии была установлена вторая 2-х красочная печатная машина, а еще через два года – 4-х красочная.

Следующий шаг – внедрение печатной машины второго формата. Для его подготовки был установлен комплекс допечатного оборудования на базе фотонабора Screen DT-R 3075, а также высокоскоростная одноножевая резальная машина и листоподборочно-брошюровочная машина.

Машина-рекордсмен

При выборе печатного оборудования руководство предприятия остановилось на 6-красочной Komori Lithrone 628+L+C с секцией лакирования и ИК-сушкой, которая ранее эксплуатировалась в новосибирской компании «Форт-Пресс» и была первой печатной машиной серии Lithrone в России. «Пробег» превышал 200 млн. оттисков, причем первые 100 млн были отпечатаны менее чем за три года работы в практически безостановочном режиме (в конфигурацию входила система загрузки самонаклада «нон-стоп»). Несмотря на интенсивную эксплуатацию, машина находилась в прекрасном состоянии – причиной тому является как высочайшее качество печатного оборудования Komori, так и тщательное соблюдение предыдущими владельцами регламента технического обслуживания. «Даже без детальной технической экспертизы было видно, что машина в полном порядке, – рассказывает Анатолий Заречнев. – В «Форт-Пресс» к проблемам надежности техники подходили очень серьезно и ответственно: был свой штат механиков, техобслуживание выполнялось строго по графику».

Lithrone 628+L+C оборудована пультом с функциями дистанционного управления подачей краски и приводками. Смена печатных форм, а также смывки офсетного и печатного цилиндров автоматизированы. Анатолий Заречнев: «Обычно мы выполняем на Lithrone заказы тиражом от 500 экземпляров, но возможны и исключения, так как машина быстро переналаживается. По нашим расчетам себестоимости печати на машинах второго и третьего форматов примерно одинаковы при тиражах 1500 оттисков B2 или 3000 оттисков B3».

Машина универсальна, и может печатать как на тонких материалах, так и на тяжелом картоне, это позволило типографии расширить спектр выполняемых заказов. «Очень удобно, что, например, после печати картонной упаковки можно запускать в работу этикетки на тонкой бумаге, и никаких проблем не возникнет, – продолжает Анатолий Заречнев. – Также очень практична 6-красочная конфигурация, так как многие заказы печатаются смесевыми красками. Обычно мы не смываем секции, занятые триадой, а для «пантонов» используем две свободные секции. Еще одна интересная возможность – запустить первую секцию без краски, чтобы она сбивала пыль с бумаги».

Рынок

«Африка» обслуживает в основном клиентов из Владивостока и других городов Приморского края. Из близлежащих областей – Сахалинской, Камчатской и Магаданской, а также из Якутии заказы также поступают, но их доля в общем объеме относительно мала. Экономический кризис обошел «Африку» стороной – существенного снижения числа заказов в типографии не было отмечено.

Большое влияние на рынок региона оказывает близость Китая, но российские полиграфисты имеют свои преимущества – прежде всего, более высокое качество продукции и готовность отвечать за него. Анатолий Заречнев: «Полиграфические услуги в Китае стоят очень дешево, но качество совершенно непредсказуемо, а предъявить претензии практически невозможно. Мы же всегда идем навстречу заказчику – если качество его не устраивает, то либо переделываем работу, либо предлагаем скидку, либо возвращаем деньги. Требования заказчиков сложно привести к общему знаменателю: одному надо очень дешево, другому максимально быстро, для третьего важно качество, и так далее».

Ставка на офсет

Краткие сроки изготовления заказов – еще одно преимущество «Африки». При этом цифровая печать в производстве используется мало – в основном для распечатки макетов. Анатолий Заречнев: «Мы можем сделать большой объем работы за короткий срок. В среднем заказ изготавливается три дня, но для постоянных заказчиков можем отпечатать офсетом даже в течении суток. Цифровую печать как отдельное направление бизнеса не развиваем, в том числе, из-за того, что расположены на окраине города. Когда вместе с «офсетными» заказами приходят совсем маленькие тиражи, то мы, конечно, используем цифровую печать, но специально эту услугу не продвигаем».

Ресурсы для развития

Коллектив типографии – около 40 человек. Lithrone 628+L+C обслуживается в каждую смену только одним печатником. Обучать кадры типографии приходится своими силами. Следует отметить, что в местном университете недавно начали готовить специалистов для полиграфии, но уровень обучения пока едва ли соответствует требованиям отрасли из-за недостатка практических знаний и опыта у преподавательского состава.

Снижение рентабельности полиграфического производства – объективная тенденция, и Приморский край – не исключение. Анатолий Заречнев: «Приходится признать, что прибыльность неуклонно падает – дорожают материалы, растут зарплаты, увеличивают налоги, а цены на нашу продукцию уже много лет остаются практически неизменными. Повысить их – означает уступить значительную часть заказов конкурентам. Получается, что мы покупаем оборудование, наращиваем объемы производства, а прибыль практически не растет. Впрочем, ресурсы для снижения затрат еще есть – об этом свидетельствует опыт московских коллег, где цены на полиграфию ниже, чем у нас».