Возможно, не все знают, что аббревиатура «ЯМ» является инициалами Якова Маниовича – отца одного из учредителей компании «ЯМ Интернешнл» Михаила Маниовича. Яков Иосифович – ветеран Великой Отечественной войны, известный адвокат и выдающийся гражданин, внесший большой вклад в борьбу с нацизмом во всех его проявлениях. Расскажем о вехах жизни этого неординарного человека, отпраздновавшего в начале осени очередной день рождения.

Война

В 1941 г. Яков Иосифович 17-летним юношей ушел добровольцем на фронт, участвовал в обороне родного города – Одессы. В течение 73 дней жители, армия и флот защищали город, причем численность народного ополчения – около 150 тыс. человек – в пять-шесть раз превышала состав регулярных частей.

16 октября наши войска по приказу командования оставили Одессу, и начался один из самых страшных периодов ее истории. По трагической случайности Яков Иосифович остался в городе, занятом немецкими и румынскими войсками, и лишь чудом избежал смерти вмести с тысячами евреев, которые были репрессированы нацистами в первые же дни оккупации. «Уже 17 числа мы с товарищем шли по Тираспольской, дошли до Александровского проспекта и увидели горы трупов… женщин, детей, – вспоминает Маниович. – Проспект был превращен в страшную виселицу: между деревьями были переброшены доски и сотни повешенных, как страшные гирлянды болтались между деревьями… А через два дня, когда была взорвана телефонная станция, репрессии ужесточились. Тут же последовал приказ – всему еврейскому населению под страхом смерти выйти на Дальницкую дорогу и явиться в село Дальник. И по улицам города потекла страшная человеческая река…».

Маниовичу удалось бежать из лагеря смерти, но покинуть Одессу получилось не сразу, а до этого юношу прятали соседи.

В 1944 г. Яков Иосифович вернулся на малую родину бойцом 333-й стрелковой дивизии, которой была поставлена задача освободить Одессу. Красноармейцам приходилось преодолевать не только сопротивление войск противника, но и бороться с аномально холодной погодой. При форсировании лиманов одежда намокала, а потом обледеневала… Кроме того, мешала распутица.

«Наименования населенных пунктов, лиманов, знакомые с детства, волновали нас, и никто, ничто не могло бы нас остановить, но... в предместье Одессы предстала ужасная картина зверства немецко-румынских захватчиков, совершенного буквально за полчаса до подхода наших бойцов, – вспоминает Яков Иосифович. – Немцы согнали в балку местных жителей, женщин и детей, и безжалостно расстреливали их... Мне приходилось и ранее видеть всякие ужасы, но увиденное уже почти в Одессе, за часы до освобождения, потрясло всех...». Позднее историки установят, что за период оккупации в Одессе и области было убито более 240 тысяч мирных жителей.

10 апреля вражеские войска были выбиты из города. Маниович: «От понимания того, что «все кончилось, Одесса освобождена», нахлынули воспоминания о пережитом и лишили меня сил двигаться. Я упал, и, как видно, заснул (либо потерял сознание), а когда был разбужен, бросился не в город, не на улицу, в свой дом, который я, по сути, видел, а вскочил в машину нашей части, двигающуюся уже к Днестру, перерыва не было... Но восторженность не проходила, на каком-то привале узнали, что Родина салютовала войскам, освободившим город, 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий, следовательно, салютовали и нам – солдатам 333-й Синельниковской Краснознаменной стрелковой дивизии. Взятие – освобождение города Одессы, приближение к прежней государственной границе вселяли уверенность в том, что приближается окончание войны, что Победа близка...».

Яков Иосифович был награжден Орденом Отечественной войны, медалями. Результатом тяжелого ранения стала инвалидность первой группы.

Мир

Вернувшись после войны в родной город, Яков Иосифович закончил курсы и был направлен Одесским обкомом комсомола на «укрепление» адвокатуры. В 1945 г. он поступил в Московский юридический институт, который закончил с отличием без отрыва от работы. Во время учебы женился и стал заведующим юридической консультацией. Наставниками Маниовича были такие блестящие юристы, как Горбатюк, Рохельгауз, Фильштейн...

Первым делом стала защита курсантов военно-морского училища, которые продали нескольких комплектов постельных принадлежностей, чтобы купить хлеба. Этот проступок могли расценить и как хищение социалистической собственности, и как подрыв боеспособности РККА, что было чревато огромными сроками в лагерях, но благодаря молодому адвокату курсанты отделались дисбатом.

Постепенно Яков Иосифович стал известнейшим адвокатом Одессы. К сожалению, профессиональная деятельность приносила не только признание, но и привлекала внимание завистников и недругов, многие из которых были весьма могущественными. Судьи «сталинского» поколения в основном не обладали должным уровнем юридической грамотности, но стремились послушно выполнять указания власти. Как следствие, они крайне отрицательно относились к роли защитника в процессе, полагая, что последний является пятым колесом в телеге социалистического правосудия, и стремится только к тому, чтобы ввести в заблуждение справедливый «пролетарский» суд. Практически любое действие защиты, которое противоречило обвинению, получало негативную оценку суда. С годами ситуация хоть и менялась к лучшему, но очень медленно – ангажированность и необъективность продолжали оставаться едва ли не главными характеристиками советских судей. Неудивительно, что талантливый, независимый адвокат, раздражал власть. Впрочем, и многие коллеги не упускали возможность настрочить на него донос.

За почти 30-летний советский период адвокатской карьеры Яков Иосифович трижды исключался из коллегии и трижды добивался восстановления. Этот факт уникален и беспрецедентен, тем более, что однажды его исключала юридическая комиссия при Совмине УССР. Были и провокации с целью обвинения адвоката во взяточничестве, но грубо сфабрикованные уголовные дела рассыпались.

Тем не менее, устав от борьбы с советской системой, мешавшей жить и работать, в начале 1970-х гг. Маниович эмигрирует в Израиль.

На благо общества

В Израиле Яков Иосифович не только продолжил адвокатскую практику, создав юридическую компанию «Бюро адвокатов Маниович», но и активно занялся общественной деятельностью. Он никогда не терял связи с родиной и оставшимися в CCCР друзьями. С 1975 г. Маниович работает на должности руководителя израильского отделения советской, а затем российской, украинской и белорусской Инюрколлегии. Также он занимает посты генерального представителя в Израиле Гильдии российских адвокатов, председателя комитета по международным связям «Израильского союза воинов и партизан-инвалидов войны», председателя Всеизраильского землячества «Одесса» – некоммерческой организации, объединяющей выходцев из городов Одесса, Николаев, Херсон и их областей. Около 30 лет назад Маниович основал Товарищество дружбы и согласия между народами «Израиль – Украина» и «Украина – Израиль».

Яков Иосифович является Почетным гражданином Одессы и многое сделал для родного города. По его инициативе и на средства семьи Маниович создан мемориальный комплекс «Памяти жертв нацизма». Бронзовая скульптурная композиция работы Зураба Церетели изображает пятерых взрослых и ребенка на вершине утеса надо рвом. Особый эффект памятнику придают фонтаны «Льющиеся слезы». На постаменте выбита надпись на украинском, русском и иврите: «Холокост. Никогда больше!». Памятник расположен в Прохоровском сквере, – именно отсюда одесских евреев отправляли по «Дороге смерти» в лагерь «Богдановка». По всей длине сквера протянулась Аллея Праведников мира – двойной ряд берез, посаженных в честь людей, спасших в годы оккупации жизнь хотя бы одного человека еврейской национальности. На каждом деревце помещена табличка с именем и фамилией праведника.

В 2009 г. всеизраильское землячество «Одесса» издало книгу Якова Иосифовича «Уничтожение евреев на юге Украины (1941-1944 гг.)», в которой собраны документы о Холокосте в Одессе. Книга посвящена памяти погибших на «Дороге смерти». В 2010 г. Яков Иосифович участвовал в организации международной конференции в Одессе, посвященной 65-летию освобождения юга Украины от войск гитлеровской коалиции. К этому событию была выпущена памятная медаль, которая вручалась выжившим узникам гетто и концлагерей, а также тем, кто способствует сохранению памяти жертв Холокоста в Одессе.

Маниович учредил стипендии для студентов юрфака Одесского университета и Российской Академии адвокатуры, а также пенсии ветеранам войны и труда. За свою деятельность он награжден государственными наградами России (орден «Дружбы народов» и Большая серебряная звезда «Общественное признание») и Украины (орден «За заслуги»). Яков Иосифович – кавалер «Золотой медали Федора Плевако» за демократическую адвокатскую деятельность…

Думается, что даже этот короткий рассказ о жизни Якова Маниовича должен внушить чувство глубокого уважения к этому человеку.

При подготовке текста использовались материалы программы «Наш человек» ТРК «ГЛАС», газеты «Одесский вестник», журнала «Российский адвокат» и информационного бюллетеня Одесской областной коллегии адвокатов