Кировская областная типография без сомнения уникальное полиграфическое предприятие. Его история насчитывает свыше 220 лет. Оно было создано как Вятская губернская типография по указу Екатерины II для «печатания канцелярских книг, распоряжений и бланков правительственных учреждений». В тяжелейшие периоды революции, гражданской войны и Великой Отечественной войны типография без перерывов продолжала свою работу. Пережила она и годы перестройки, и последующее очень непростое для отрасли время, когда многие полиграфические производства прекратили свое существование. Сейчас Кировская областная типография – достаточно стабильное и успешное предприятие, оснащенное современным оборудованием. Ее совладелец и директор Александр Васильевич Журавлев любезно согласился ответить на наши вопросы.

Александр Васильевич, познакомьте, пожалуйста, нас и наших читателей с вашим предприятием. Что такое Кировская областная типография сегодня?

Еще в самом начале, определяя модель бизнеса, наш выбор между специализацией и универсальностью производства был сделан в пользу универсальности. Понятно, что большую прибыль дает специализация, однако в таком регионе, как Кировская область, емкость полиграфического рынка в большинстве сегментов недостаточна для полноценной загрузки типографии и, соответственно, получаемого дохода. Здесь стабильную загрузку предприятия может обеспечить только универсальность производства, т.е. возможность оперативно организовать выпуск любой востребованной печатной продукции. И сегодня Кировская областная типография предлагает своим заказчикам печать брошюр и книг в твердом переплете, многокрасочных газет различного формата и объема, журналов, изобразительной и рекламной продукции, разнообразных календарей, картонной упаковки, визитных карточек, афиш, представительской и корпоративной продукции и многого другого.
Для этого на всех этапах производства установлено современное полиграфическое оборудование. Печатное подразделение включает газетную линию CityLine, а также две офсетные листовые высокоавтоматизированные машины формата А1 – 4-красочная Ryobi и 5-красочная машина с лакировальной секцией Komori Lithrone G40.
Бесперебойную работу печатных машин обеспечивают три мощные системы CTP. Отделочное производство включает две линии бесшвейного скрепления блоков, пооперационное оборудование для твердого переплета, трафаретный станок, есть все необходимое для изготовления упаковки и др. Для малотиражной продукции три года назад была установлена цифровая печатная машина Xerox. Благодаря такому оснащению типография в состоянии оперативно и экономически эффективно выполнять любые заказы тиражом от 1 до миллионов экз. И такая политика сегодня себя полностью оправдывает.
В среднем в месяц мы запечатываем на рулонной машине около 200 тонн газетной бумаги и на листовых машинах около 45-50 тонн офсетных бумаг и картона. Примерно 60-70 % загрузки дает местный рынок, остальное – ближайшее «зарубежье», т.е. соседние регионы. 20-30 % в объемах производства составляет картонная упаковка, и по нашим расчетам, в будущем ее выпуск может вырасти до 40-50 %.

Не секрет, что сейчас полиграфия переживает нелегкие времена. Много слов сказано о том, что бурное развитие электронных средств коммуникаций и информации ведет к закату печатного дела, которому предрекают судьбу свечного производства при начале активного использования в жизни общества электричества. Что думаете об этом Вы?

Проблема, о которой вы говорите, носит глобальный характер, и в нашей стране она является очень острой. Ведь вспомним, какими невероятными темпами начала развиваться полиграфия и издательское дело в России всего 20-25 лет назад, после перестройки. В ответ на огромную потребность общества в печатной продукции – и в периодике, и в книгах, и в упаковке и этикетке – новые издательства и типографии росли по всей стране как грибы после дождя, старые предприятия активно переоснащались современным оборудованием, осваивали самые современные технологии. Издательский и полиграфический бизнес вошли в число самых прибыльных. И, конечно, на этом фоне нынешнее падение спроса на книги и периодику, да еще при существенном переизбытке полиграфических мощностей, ощущается особенно остро.
Однако это не означает, что бумажные носители информации, а значит и полиграфия, исчерпали свой потенциал. Безусловно, полиграфический бизнес претерпел за последнее время очень существенные изменения. По всей видимости, этот процесс продолжается и будет продолжаться, но говорить о каком-то закате, думаю, серьезных оснований нет. Конечно, в отрасли идет перераспределение приоритетов. Так, главным сегментом печатного рынка становится промышленная полиграфия, перспективы которой не вызывают опасений. А информационная полиграфия, которая сейчас уже не в состоянии соперничать с возможностями интернета, радио или телевидения, утратила свои позиции как важнейшего средства массовой информации. Но все-таки пока трудно себе представить жизнь людей без печатных книг, газет, журналов, каталогов и т.д. Эта продукция востребована, она выпускается. В нашей типографии, например, периодика – газеты и журналы – составляет около 50 % загрузки. Трудно сказать, что в этом сегменте будет дальше. Очень многое зависит от издателей. Если они смогут правильно сочетать бумажные и электронные версии своих изданий, или предложить рынку какую-то совершенно новую печатную продукцию – современную, привлекательную, может быть, интегрирующую возможности бумажных и электронных изданий, или создать необыкновенный контент, который максимально эффектно реализуется именно в бумажном виде, тогда позиции печатной продукции усилятся, а вместе с ними откроются новые перспективы и для полиграфических предприятий.
Да и сегодня уже далеко не редкость книги и журналы, укомплектованные флэш-картами или дисками, различные книги-игры и другая современная продукция, производство которой выходит за рамки традиционного полиграфического процесса. И вот тут важно, чтобы полиграфическое предприятие было готово на имеющейся базе помочь издателям или другим заказчикам в реализации новых, креативных идей, т.е. важен уровень профессионализма всего коллектива.

В чем конкретно выражается профессионализм коллектива?

Для универсального предприятия, такого как наше, уровень профессионализма, на мой взгляд, выражается в умении максимально мобильно организовать на имеющейся производственной базе выпуск любой, в том числе и уникальной, продукции, т.е. в умении правильно выбрать оборудование, технологии, материалы, оптимально выстроить логистические цепочки и т.д. И при этом добиться максимально возможной экономии материальных и временных ресурсов. Я думаю, что экономить можно на всем, кроме квалификации персонала. Но экономия должна быть разумной. Сейчас на полиграфическом рынке есть широчайший выбор материалов по стоимости, и это дает возможность приобретать оптимальные материалы для каждого конкретного вида продукции и на этом экономить. Но если мы печатаем, скажем, брендовую упаковку, или какую-либо подарочную книгу, или представительскую продукцию премиального класса, естественно, мы должны использовать самые высококачественные материалы, причем на всех этапах технологического процесса, ведь потери от брака могут превысить экономию многократно. По многим позициям оборудования и материалов мы уже много лет работаем с компанией «ЯМ Интернешнл», с которой у нас сложились прочные партнерские отношения. Она установила у нас современную и надежную печатную машину Komori и поставляет качественные материалы, в частности пластины СТ-М, отличающиеся высокой стабильностью и обеспечивающие точность цветовоспроизведения от тиража к тиражу, что особенно важно при печати упаковки.
Ну, и конечно, важнейшей составляющей успеха предприятия, его устойчивости на рынке и конкурентоспособности является коллектив, уровень работников предприятия. И это, наверное, сегодня самая большая проблема. Я бы ее поставил даже выше проблемы роста уровня продаж. Учить специалистов в нашем регионе по сути негде, приходится заниматься этим самим. Максимум, что можно найти на стороне, - тренинги по продажам и обобщающие вебинары по технологиям, а глубоких профессиональных знаний, и уже тем более умений, организованно получить негде. В Кировской областной типографии работает 130 человек. Среди них, конечно, есть работники с профильным полиграфическим образованием, однако большую часть составляют доморощенные кадры. Вырастить хорошего специалиста, до тонкостей знающих свое дело, очень сложно, однако этим следует заниматься постоянно. Без этого ничего не получится.

Расскажите немного о вашем коллективе.
В целом, я считаю наш коллектив профессиональным и сплоченным.
Первые, кто встречает заказчика в типографии и от кого во многом зависит дальнейшее сотрудничество, - менеджеры-технологи. Заказчики бывают разными. Есть такие, которые приносят в типографию полностью готовый к производству заказ, есть и другие, которые не разбираются в полиграфии и даже не очень четко представляют, чего они хотят. Поэтому в нашей типографии работают менеджеры-технологи, которые участвуют в разработке заказа и сопровождают его на всех этапах выпуска. Все они работают в тесном контакте друг с другом, и очень важно, чтобы они могли предложить заказчикам интересные, свежие решения, новые материалы и т.д.
А для этого необходимо уметь немного предвосхищать потребности рынка. Ничего мистического в этом нет, просто нужно постоянно быть в курсе формирующихся в нашей сфере трендов, следить за тем, что пользуется спросом, что интересует потребителей, знать, что нового появляется в отрасли, какие технологии, материалы, посещать и участвовать в отраслевых выставках, конкурсах, различных городских и региональных мероприятиях и т.д.
Большинство наших менеджеров-технологов – выпускники факультета художественной обработки материалов или издательского дела. Это одаренные и творческие люди, которым интересно создавать что-то новое. Они помогают нашим заказчикам в конструировании упаковки, верстке издания, разработках дизайна. Кроме того, они создали немало оригинальных видов корпоративных подарков и представительской продукции – календари, планинги, комбинированные конструкции , которые пользуются спросом у наших клиентов и партнеров.
Мастера производства, печатники, машинисты-переплетчики – штучные специалисты и в подавляющем большинстве выросшие внутри предприятия. Знающие, любящие свое дело, которые успешно справляются даже с весьма сложными и нестандартными заказами.

А какая работа была самой интересной и нестандартной, скажем, в прошлом году?

У нас изготавливается много красивой полиграфической продукции, сложно выбрать что-то одно. Пожалуй, можно отметить, очень интересную работу, выполненную в прошлом году, – репринтное издание книги, вышедшей впервые в 60-е годы прошлого века. Эта книга в свое время изготавливалась силами пяти или шести типографиях Ленинграда, Москвы, Тулы и др. В то время ни одни из них поодиночке не могла реализовать такой проект. Мы ее сделали за полтора месяца вместе с допечатной подготовкой, печатая в 3 краски + пантон. При этом удалось абсолютно точно воспроизвести все сложные плашки, иллюстрации, фотографии, оттенки пожелтевшей от времени бумаги и т.д. Выпуская такие издания, невольно поражаешься, насколько далеко шагнули полиграфическая техника и технологии за столь короткий период – за 50-60 лет! И я уверен, полиграфия отнюдь не исчерпала всех своих возможностей. Впереди еще много интереснейшей работы. Конечно, нынешнее время не самое лучшее для полиграфических предприятий, но перспективы все-таки, безусловно, есть. Они зависят от личной активности каждого коллектива. Мы активные, потому считаем, что и перспективы у нас хорошие!