Белорусская типография «Спектр-Лайн», базирующаяся в г. Скидель, что в 30 км к востоку от Гродно, специализируется на выпуске этикетки и упаковки. Многолетний опыт в полиграфии, современное печатное и отделочное оборудование, использование передовых технологий на всех участках производства, молодой дружный коллектив профессионалов и, наконец, новый стильный офис c комфортной рабочей средой, что тоже немаловажно, — вот, пожалуй, основные моменты, которые по праву делают «Спектр-Лайн» типографией европейского уровня и лидером белорусского рынка по объему выпускаемой этикетки с высокой степенью отделки.

А начиналось все более 20 лет назад с ручного станка трафаретной печати. Затем появились офсетные машины — сначала однокрасочная, потом двухкрасочная. Развитый парк офсетного оборудования позволял выпускать достаточно широкий ассортимент продукции: этикетки, журналы, календари, картонные коробки. В 2000 г. типография приобрела первую флексографскую машину — трехкрасочную Mark Andy, которая активно используется до сих пор. «Более 15 лет, — рассказывает один из учредителей группы компаний «Спектр» Александр Васильевич Каськевич, — на ней работает один и тот же печатник, который не хочет переходить ни на какие другие машины. Мы ее продавать даже не собираемся, хотя нам предлагали это сделать. Мы шутим, что для нас она как золотой доллар Скруджа Макдака — на удачу».

Новое флексографское направление открылось очень кстати и позволило типографии вовремя попасть в нужную струю, потому что рулонная печать в линию стала в тот момент более экономичным и более востребованным способом производства этикетки, чем офсет. Со временем парк оборудования

расширился. Сначала — японские машины высокой печати Ko-Pack, затем их полностью заменили на флексографские. В настоящее время типография работает в основном на машинах фирмы Bobst и Омет с максимальным количеством флексографских секций до 12 цветов. Налицо тенденция к усложнению продукции.
Для обеспечения оперативной печати в типографии есть и цифровая машина — Xeikon CX3, купленная после выставки Labelexpo 2015 в Брюсселе.

«По моим представлениям, портфель цифровых заказов состоит из действующих мелких флексотиражей и специальных заказов, которые нужно под эту машину формировать. Первая часть у нас была реализована — мелкие тиражи мы все сбросили туда, а сформировать рынок конкретно под «цифру» в Белоруссии не сильно получается. Есть, конечно, заказы, которые пришли исключительно благодаря тому, что у нас появилась цифровая машина, но их не так много. Естественно, у Xeikon есть как плюсы, так и минусы. Если говорить в общем, то ожидания, которые у нас были от «цифры», оправдались. Наверное, будущее за ней, но придет оно еще не скоро».

Продукция и география поставок

«Специализация у нас достаточно узкая, — продолжает Александр Васильевич. — Мы позиционируем себя как типографию, работающую в сегменте этикеток с дополнительной отделкой (тиснением, трафаретом, конгревом и т. д.). В этом направлении мы и работаем. Без ложной скромности могу сказать, что по объему выпускаемой продукции мы являемся лидерами белорусского рынка».

Активное развитие производства закономерно привело к тому, что внутреннего белорусского рынка стало мало, поэтому типография приступила к освоению соседних стран — в первую очередь России. Несколько лет назад в Смоленске открыта компания

«Спектр Русь», которая служит буфером для облегчения расчетов с российскими заказчиками. Сегодня экспорт занимает уже около 20% в общем объеме выпуска. Помимо России очень активно растет доля Грузии, где «Спектр» начал работать с прошлого года, а этой осенью пошли первые поставки в Азербайджан. На очереди — изучение рынка Казахстана и других стран постсоветского пространства.

Отделка

Так как основная целевая аудитория клиентов типографии — производители вин и другого алкоголя, то в работах наиболее часто используется дополнительная отделка — все виды тиснения, лакирование, трафаретная печать и различные специальные эффекты с ее помощью. «Уже давно у нас освоена технология Silk Foil, — комментирует начальник производства Ярослав Анацко, — Пробовали ее в Белоруссии многие, но коммерческие тиражи делаем только мы. Данный эффект востребован все больше, это красиво
и интересно. Вопрос только в том, насколько клиент готов платить за красоту. К сожалению, красиво и дешево не получается».

Для создания всего этого многообразия отделки, помимо секций ротационного трафарета и холодного тиснения на флексографских машинах, используются линии Orthotec с секциями плоского трафарета и горячего тиснения. Активное расширение клиентской базы, рост числа и усложнение заказов потребовали увеличения парка оборудования, и сейчас идет процесс подбора еще одной отделочной линии.

Более глубокое погружение в винный сегмент расширяет и ассортимент запечатываемых материалов: помимо использования продукции основных поставщиков Avery Dennison и UPM Raflatac, растет потребление эксклюзивных материалов Arconvert, которых нет у других производителей.

Дизайн и допечатная подготовка

Разработкой креативного дизайна в группе компаний «Спектр» занимается отдельная структура — дизайн-бюро «Спектр-Некст», расположенное в Гродно. В отделе допечатной подготовки самой типографии эти дизайны адаптируются к условиям производства — над ними работают технические дизайнеры, которые определяют, как это можно воплотить в жизнь на имеющемся оборудовании, чтобы клиентам все понравилось. И затем проводится допечатная подготовка в ПО Esko, где все рабочие процессы автоматизированы.

Согласование цвета с клиентом осуществляется при помощью цветопробы с гарантией последующего попадания в цвет в тираже. Участок оснащен цветопробным принтером топ-уровня Epson SC-P5000 Violet, под который осуществлены все настройки и
профилирование.

«Потоком через нас проходит очень большое количество работ, — говорит начальник отдела допечатной подготовки Ольга Бертош. — Макеты вычитываются как на этапе согласования с клиентом, так и на этапе, когда работа уже отдается на производство».

С переездом офиса из Гродно в Скидель в одно помещение с производством в начале октября, заметно выросли эффективность работы и скорость взаимодействия подразделений в процессе согласования и принятия решений. Больше нет проблем с логистикой, ведь раньше даже простая передача образцов занимала время.

«Сначала производство тоже было в Гродно, — вспоминает Александр Васильевич. — Потом мы перевели его в Скидель, воспользовавшись государственной льготной программой развития малых городов. Эта достаточно существенная льгота и послужила толчком к переезду. И в принципе нам здесь нравится. В 2012 г., когда сюда переехало производство, персонал был 100%-но гродненский. Сегодня на 75% персонал местный.

Мы боялись, что кто-нибудь не захочет ездить 30 км из Гродно, но нет, только один человек ушел». К слову, в типографии выделены четыре микроавтобуса для доставки сотрудников на работу и обратно.

«Есть еще одно интересное направление нашей деятельности — помощь дизайн-студиям, — продолжает Ольга. — Мы рассказываем о наших технологиях, ведем техническое сопровождение дизайнерской концепции и предлагаем ее визуализацию, объясняем, как это можно сделать. Ведь очень важно понять, что хотел создать человек. Работаем и с брендинговыми агентствами, помогая сопровождать заказ с самого начала».

Формные процессы

Одним из важных слагаемых в получении качественной продукции являются печатные формы. Типография «Спектр-Лайн» сделала выбор в пользу водовымывной технологии на базе пластин японской компании Toyobo.

«На заре нашей деятельности, — вспоминают инженер-технолог Сергей Покумейко и технолог Александр Казека, — мы заказывали сольвентные формы в минском репроцентре, что, учитывая наше расположение, было не очень удобно. С расширением парка оборудования и увеличением числа флексографских машин мы приняли решение, что нужен свой хорошо оснащенный формный участок для флексо с CtP-устройством. При выборе рассматривали разные технологии: сольвентную на базе полимеров DuPont и Flint Group, а также Kodak Flexcel NX. Ключевым параметром была наибольшая оперативность и, конечно же, экологичность. Каждая технология имела на тот момент свои ограничения: по форматам, по скорости производства и его организации: сольвентные формы надо долго сушить, раствор регенерировать, обеспечивать повышенные меры безопасности... Поэтому мы стали склоняться в пользу водовымывной технологии, тем более что у нас уже был организован формный процесс в малых масштаба на базе пластин Toyobo для высокой печати на машинах Ko-Pack. Начинали с 50–70 м2 в месяц. В плане подбора вымывных растворов к работе тут же подключился японский производитель. По мере роста объемов понадобились другие, более эффективные растворы, которые справлялись бы лучше, а также более эффективные процессоры. И мы поменяли их на более производительные, я бы даже сказал, монументальные, так как старые уже начинали требовать слишком частого техобслуживания, чреватого незапланированными остановками. Таким образом, вновь отладили технологию и на сегодняшний день производим в среднем 200 м2 в месяц, а порой и до 300 м2.

Водовымывная технология для нас как узкорулонщиков очень удобна — прежде всего, благодаря высокой оперативности, ведь скорость изготовления форм от 50 до 70 мин. Мы не практикуем снятие тиража с машины при выявлении дефекта формы, мы ее сразу перевыводим и продолжаем печать. Это экономичнее, чем перемывать машину, а потом опять прилаживаться. Также очень важна экологичность по сравнению с сольвентной технологией. В Белоруссии строгая экологическая политика в этом отношении».
Сегодня фотополимеры Toyobo позволяют типографии работать на высокой линиатуре 175 lpi и выше, обеспечивая качественное воспроизведение и стабильную печать в течение всего тиража.

Помимо флексографских форм в типографии самостоятельно изготавливают и трафаретные — как плоские, так и ротационные. Есть даже стол для нарезки ротационной сетки: раньше закупали раппорты, что было не очень удобно в случае срочного заказа —
приходилось ждать две недели, пока поставщик доставит сетки нужного размера. Теперь же сетку закупают в рулонах и режут на раппорты самостоятельно — так быстрее и дешевле. Это составная часть общей политики группы компаний «Спектр» — отсутствие сторонних поставщиков услуг и полное внутреннее обеспечение.

Оптимизация, автоматизация и контроль качества

Бурный рост типографии в последние годы заставил задуматься о правильном выстраивании структуры компании, и сейчас большое внимание уделяется упорядочиванию технологических и бизнес-процессов. Команда собственных программистов уже несколько лет постоянно совершенствует систему управленческого учета на базе «1С:Предприятие 8», а в следующем году планируется запустить работу под недавно приобретенной оболочкой ERP (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия).

«Автоматизация — это великая сила. Если раньше мы не понимали, что это такое, то теперь без автоматизации просто катастрофа, — признается Александр Васильевич. — Кстати, на последней Labelexpo было представлено очень много программ по автоматизации и управлению флексопроцессами. Это очень актуально, экономит огромные средства и оптимизирует производство».

Что касается контроля качества, то основное перемоточное оборудование типографии оснащено системами 100%-ной видеоинспекции.

Еще один важный аспект контроля качества — обеспечение стабильной работы оснастки, в частности — анилоксовых валов. Для поддержания их рабочего состояния типография приобрела установку для лазерной очистки у российской компании «ЛазерЪ».

Каждый день гордиться собой

Когда встречаешь людей, которые занимаются любимым делом, невольно заражаешься их страстью, энергией и настроем, поэтому хочется закончить статью о гостеприимной белорусской типографии «Спектр-Лайн» словами начальника отдела допечатной подготовки Ольги Бертош: «У нас каждый человек на своем участке гордится тем, как он хорошо работает. Это тоже очень важно. Например, пришел ко мне недавно печатник и предложил отличную идею, и я подумала — почему я сама об этом не догадалась. А он пришел, предложил, и мы тут же это реализовали. Вот это и важно — каждый день гордиться собой. Достижения могут быть разными, у каждого свой масштаб. Кто-то сразу ставит большие цели, а кто-то каждый день идет маленькими шажочками. Это и есть развитие».