Флексография в России с каждым годом существенно прирастает. Количество новых машин, ежегодно ввозимых в Россию, перевалило за сотню. Разумеется, растет и производство печатных форм. Исторически так сложилось, что большинство флексоформ в России изготавливается при помощи сольвентной технологии, которую никак нельзя отнести к экологически дружественной. Так уж повелось, что вопросам экологии у нас уделяется не так много внимания. Однако ситуация медленно, но меняется. Экологический надзор и санэпидемстанции в последние годы регулярно проверяют разные производства, и уже немало случаев, когда под эти проверки попадали и типографии, в том числе флексографские. Были и вполне серьезные разбирательства. Так что в ближайшее время вопросам экологичности производства придется заниматься более серьезно, чем раньше. Для флексографских компаний повышение экологичности должно быть выгодно как минимум по трем причинам.

Стоимость утилизации вредных жидкостей, к которым относятся, в частности, растворители для фотополимерных форм, постоянно растет. Сейчас в зависимости от подхода отработанные растворители для фотополимеров квалифицируют либо как «Растворители» со стоимостью утилизации от 10–15 руб. за килограмм, либо как «Растворители галогеносодержащие» (или в более общей формулировке «растворители светочувствительных материалов») с ценой утилизации от 50–80 руб. за килограмм, плюс транспортировка «вредных веществ». Возможно, кому-то это покажется и небольшой суммой, но цены будут расти постоянно.

Избавляться от растворителей «привычным способом» становится очень накладно в силу усиления контроля за вредными выбросами и высокими штрафами в случае обнаружения таковых. Случаи остановки производства по решению экологического надзора уже есть, и немало.

А самое важное в этой истории, наверное, то, что все чаще и чаще сами заказчики при выборе типографии отдают предпочтение той, которая может показать себя как «экологичное производство». Для этого заказчик задействует независимую экологическую комиссию и просит ее провести аудит выбираемого производства, и заказ размещается только там, где аудит пройден. Конечно, пока этим занимаются лишь крупные международные компании, но они во многих случаях являются желанными заказчиками для многих типографий. Так что, если есть желание получить в заказчики крупную международных компанию, нужно двигаться в сторону повышения экологичности производства.

Отметим также, что быть экологичным сейчас в моде и «в тренде», и в конце концов социальная ответственность в той или иной степени должна быть у всех. Во флексографии, как мы уже упоминали, одним из самых неблагополучных в плане экологии является процесс изготовления печатных форм с использованием фотополимеров, вымываемых специальными растворителями. При этом уже довольно давно для изготовления фотополимерных форм применяются технологии вымывания водой и так называемые водовымывные фотополимеры. Но многие типографии и репроцентры считают, что подобные технологии не обеспечивают должного качества форм, очень дороги и требуют длительного времени для получения форм. В данной статье попробуем привести контраргументы по всем этим вопросам.

Во всем мире растет озабоченность проблемами загрязнения окружающей среды, и водовымывные технологии — это ответ на глобальные экологические вызовы сегодняшнего дня. Если говорить о развитых странах, о Европе, то там контроль за использованием вредных веществ постоянно усиливается. Водовымывная технология является основной бессольвентной технологией изготовления флексографских форм. А Toyobo в свою очередь является пионером водовымывной технологии. «ЯМ Интернешнл» работает с японской компанией больше 17 лет, накоплен огромный опыт.

Есть все предпосылки к тому, что водовымывная технология будет набирать обороты повсеместно, в том числе и в России. Только водовымывная технология в отличие от сольвентной не влияет пагубно на здоровье операторов при изготовлении форм: при использовании водовымывной технологии не используются вредные растворители (сольвенты). Пластины обрабатываются в обыкновенной мыльной воде.

«Вода» — это экономичность и оперативность

У типографий, использующих «воду», нет затрат на покупку и регенерацию растворителей (сольвента — часто это особо вредный перхлорэтилен, использование которого во многих странах запрещено). При сравнении водной и сольвентной технологий необходимо учитывать не стоимость самих пластин, а стоимость готовой формы. При сравнении стоимости форм, изготовленных в репроцентрах, и стоимости готовой формы, полученной в типографии на пластинах Toyobo, экономия составит более 20%. Следует также принимать во внимание, что стоимость услуг репроцентров постоянно увеличивается.

При этом нельзя не отметить оперативность — для типографий это сильное конкурентное преимущество. Водовымывные формы изготавливаются всего за один час, тогда как сольвентным требуется 4–6 часов и более. Используя водовымывные формы, типографии имеют возможность не только оперативно запускать в работу новый тираж, но и сократить время простоев оборудования в случае дефекта или порчи формы в процессе печати. Это немаловажно, поскольку срок доставки готовой формы из репроцентра составляет от 1 до 4 дней, в зависимости от местоположения типографии. Замечу, что технология Toyobo является самой экономически выгодной среди представленных на рынке: вложения в оборудование существенно ниже, чем для сольвентной технологии.

Пионер водовымывной технологии

Японская компания Toyobo — первый производитель флексографских пластин, сделавший упор на безопасную технологию изготовления форм, имеет более чем 30-летний опыт применения во многих странах мира.

Популярности пластин Toyobo способствует их высокий и качественный краскоперенос — с первого оттиска тиража (сольвентные же пластины обычно выходят на стабильный краскоперенос после 25–30 погонных метров). Пластины Toyobo позволяют работать с высокими линиатурами и достигать офсетного качества при печати на сложных материалах.

У российских типографий очень высокие требования к качеству печати — они даже выше, чем в Европе или в Японии. Более 80% российских этикеточных типографий, использующих водовымывную технологию, работают с линиатурой 175 лин/дюйм, а многие даже с 200 и 250 лин/дюйм. Именно с такой линиатурой отпечатан образец вплавляемой этикетки, размещенный в журнале «Флексо Плюс» №2–19 (с. 44–45). Формы обеспечивают высокое качество печати, стабильны, поэтому отвечают высоким требованиям, которые заказчики предъявляют к качеству.

В значительной степени этому способствует встроенная в цифровую пластину технология получения точки с плоской вершиной — для этого не нужно никаких дополнительных процессов или устройств. Плоскую точку обеспечивает специальный барьерный слой, который добавляется при производстве пластины.

Таким образом, признано, что водовымывная технология Toyobo — это законченное решение, обеспечивающее стабильно высокое качество печати, что вряд ли достижимо для сольвентных пластин, изготовленных по LAMS-технологии (плоская точкат и минимальное растискивание).

Третье поколение пластин

И за рубежом, и в России водовымывные технологии активно внедряются, производитель наращивает объемы выпуска и постоянно работает над повышением качества пластин. На предстоящей выставке drupa 2020 компания Toyobo представит водовымывные пластины новой серии Cosmolight QZ, которые были анонсированы на drupa 2016. Это уже третье поколение пластин. За прошедшие 4 года проводилось их тестирование на различных производствах, в том числе в России — всего месяц назад мы закончили тестирование этих пластин в типографии «Миг» (г. Майкоп, республика Адыгея). Результаты очень положительные: тесты показали высокую разрешающую способность этих пластин, минимальное растискивание и отсутствие так называемого краевого эффекта на растре, то есть при переходе на пробельные элементы, растяжки достаточно интересные и отсутствие краевого эффекта на плашечных элементах, что часто встречается при расположении их поперек движения материала при печати — этим недостатком страдает большинство известных флексографских пластин. Типография «Миг» отличается самыми высокими требованиями к качеству печати и больше года работала с линиатурами 200 лин/дюйм и выше на пластинах QZ второго поколения. Чтобы успешно конкурировать с типографиями офсетной печати, «Мигу» пришлось перейти на печать ин-молд-материалов с линиатурой 250 лин/см. С новых пластин QZ третьего поколения при тестировании было отпечатано более 30 км материала, и качество устроило и типографию, и ее клиентов: отсутствовал краевой эффект, точки воспроизводились стабильно, растяжки гладкие, плашки насыщенные. Таким образом, тесты прошли успешно, и на наш склад уже поступают пластины нового поколения, которые заменят предыдущие и дадут типографиям новые возможности и конкурентные преимущества.

Что касается стоимости пластин нового поколения, то она остается прежней, так же как и форматы и толщины — они стандартные, к которым привыкли типографии.

Пластины QZ были первоначально анонсированы как предназначенные, в том числе, для печати гибкой упаковки спиртовыми красками на высокоскоростных широкорулонных машинах — благодаря высокому качеству, тиражестойкости, отсутствию краевого эффекта и растискивания. Тем не менее, пластины широко используются и при печати УФ-красками. Несмотря на то, что типографии, печатающие гибкую упаковку, используют в основном сольвентные формы, уже есть примеры внедрения водовымывной технологии и в широкорулонной печати. К сожалению, далеко не все типографии готовы внедрить экономичную и экологичную водную технологию, поскольку уже вложены большие средства в сольвентную, но интерес к нашей технологии большой, и мы работаем над этим.

Тесты показали высокую стабильность: форма держит минимальную растровую точку 14 мкм на всей длине тиража. Мы возлагаем большие надежды на новое поколение QZ: они позволят успешно конкурировать с теми видами пластин, которые позиционируются как предназначенные для обеспечения высокого качества печати.

Важно: вымывание и фильтрация

Инвестируя в допечатный участок на основе пластин Toyobo, типография инвестирует не в оборудование, а в технологию, способную дать конкурентные преимущества. Возможность типографии творчески подходить к задачам клиента, воплощая дизайнерские идеи, получая результаты здесь и сейчас на своей территории — важный фактор для типографии при выборе технологии.

По вопросам поставок формного оборудования мы продолжаем сотрудничать с турецкой фирмой Mega Elektromekanik с 2017 г. и имеем опыт инсталляций этого оборудования разных форматов и назначения. Что же касается поставок систем CtP, то с прошлого года мы начали сотрудничать компанией Amsky. «ЯМ Интернешнл» всегда продает только надежные и качественные продукты, и поэтому наши специалисты посещали предприятия, которые эксплуатируют установки Amsky более трех лет, анализировали данные о них и проходили обучение в компании. Таким образом, сегодня мы обеспечиваем полный комплекс технологии и оборудования водовымывных процессов: заказчик получает все из одних рук, и в случае возникновения какой-либо проблемы может обращаться к одному поставщику, и специалистам типографии не придется задумываться, на каком этапе произошел сбой — будь это CtP, вымывной процессор, модуль засветки или что-то другое. Наши специалисты смогут устранить любую проблему.

После вымывания форм раствор содержит частицы полимера, необходима фильтрация. Оборудование, которое мы поставляем, оснащено системой мембранного фильтра, с помощью которого от остатков полимера раствор очищается, и его можно сливать в городскую канализацию. Но мембранные фильтры дают возможность повторного использования раствора, чем пользуются многие европейские типографии из-за высокой стоимости воды в этих странах. Мембранный фильтр работает в постоянном режиме, что продлевает использование раствора, и им можно обрабатывать большое количество пластин. Мембранные фильтры обладают свойством самоочистки при работе в обратном направлении, за счет чего имеют длительный срок службы. Это единственная на рынке система очистки, после которой раствор можно без опасений сливать в канализацию. Остаток отфильтрованного полимера утилизируется так же, как обычный бытовой пластик. Но объем отфильтрованного водовымывного полимера гораздо меньше, чем сольвентного.

Почему «ЯМ Интернешнл»? 17 лет с Toyobo

С японской компанией Toyobo мы давно и успешно сотрудничаем в области совершенствования технологии и ее внедрения. Мы были первыми, кто применил водовымывную технологию в России и СНГ, и продолжаем оставаться ведущим поставщиком и материалов, и оборудования. «ЯМ Интернешнл» — одна из самых надежных компаний на полиграфическом рынке России и СНГ, имеющая более чем 30-летний опыт работы, 17 лет из которых продвигает водовымывную технологию Toyobo.

Таким образом, накоплен огромный опыт запуска водовымывной технологии Toyobo в более чем 100 типографиях и репроцентрах в России и СНГ. Сегодня многие типографии задумываются об организации собственного формного производства, и мы готовы предложить допечатный участок «под ключ»: полный комплекс необходимого оборудования и расходных материалов от одного поставщика — «ЯМ Интернешнл».

При внедрении технологии Toyobo мы готовы предоставить наилучшее технологическое сопровождение на рынке: обучение персонала, диагностику и аудит технологии.